Кофейные волны: на 1-й, 2-й, 3-й р-р-рассчитайсь!

В среде людей, причастных к кофейному бизнесу, популярной темой является кофе третьей волны. Если хочется понять, что же это значит, рекомендуем начать с самого начала, то есть с первой волны. Прежде всего нужно отметить, что эти понятия разграничивают эпохи, в которых напиток играл разную роль с точки зрения коммерческого продукта и культуры его потребления.

Кофейные волны

Кофе первой волны идет в массы

Довольно долго кофе оставался сложным в приготовлении напитком. Результат зависел, как и сейчас, от сорта зерен, обжарки, хранения и кучи сопутствующих факторов. Проконтролировать их в домашних условиях было сложно, да и топить дровяную печь ради чашечки-другой напитка накладно. Поэтому первоначально хороший кофе стал достоянием богатых аристократических домов и кофеен.

Ситуация кардинально переменилась после того, как в середине 19 века американский предприниматель Джеймс Фолджер основал одноименную компанию по производству относительно дешевого растворимого напитка. Коммерческий успех продукту обеспечили:

  • легкость приготовления;
  • доступность — продавался в большинстве лавок;
  • стабильный вкус.

Первыми потребителями такого кофе стали золотоискатели. За короткое время напиток превратился в утреннюю традицию для большинства американских семей.

Кофе Коста-Рика

Свою лепту в развитие первой кофейной волны также внесли такие гиганты, как «Nescafe» или «Maxwell House».

Вторая волна — это возврат к культуре потребления натурального кофе, но уже в огромных масштабах

Переломным моментом считаются 60-е года ХХ века. Место действия — снова США. Пионером движения признан Говард Шульц и его самая масштабная на сегодня сеть кофеен «Starbucks». Но все же он был последователем, пусть и очень талантливым.

Первый камушек заложил Альфред Пит, открыв в Беркли небольшую кофейню «Peet’s Coffee&Tea». Он отбросил в сторону массовость и сосредоточился на ввозе и самоличной обжарке небольших партий высококачественного кофе. Далее зерна перемалывали и тут же заваривали. Это стало основой понятия «спешиалти кофе» в современной интерпретации.

кофе натуральный

Что же сделал Говард Шульц? Он взял идею Пита, замиксовал ее на лучших традициях старинных итальянских кофеен и привнес в этот коктейль американский колорит в виде больших порций и молочных наполнителей. Это был потрясающий успех. Заведения «Старбакс» открывались чуть ли не ежедневно.

То есть вторая волна — это переход от «дешево, сердито и доступно» до «качественно, подороже, но все так же доступно». Кофейня «Старбакс» стала 3-м по значимости местом для своих клиентов — на первых позициях разместились дом и работа. Сюда забегают поболтать, поработать за ноутбуком или просто провести время в хорошей компании.

Третья кофейная волна — популяризация спешиалти (деликатесного) кофе

Упоминания о переходе к новой кофейной эпохе начали проскальзывать с 2002 года. Главное отличие от предыдущих периодов — отношение к кофе как к продукту с особым лицом и характером. Это значит, что стандартные технологии и классификации начинают отходить на второй план. На сцену выступает сам кофейный напиток. Проявлений подобного отношения множество:

  • Поиски новых миксов и технологий заваривания. Помните сложную лабораторную установку из сериала «Во все тяжкие», которую соорудил новый соратник Хайзенберга для заваривания кофе? Наверное, это лучшая киноаллегория на третью кофейную волну. Как грибы после дождя появляются так называемые альтернативные методы, например заваривание в кемексах и аэропрессах, пуроверах и сифонах, Kalit, Cleverов, Yama и Hario, проводятся эксперименты с формой и материалом фильтров, температурой воды.
  • Появление специальности бариста. Да, долгое время люди, увидевши в заваривании кофе особое искусство, вызывали недоумение.
  • Популяризация конкурсов. Проводятся как состязания бариста, так и поиски лучших кофейных сортов.
  • Формирование новых бирж, продающих не огромные объемы непонятно чего, а предлагающих небольшие партии кофейных зерен с четкой и подробной «родословной».
  • Мода на камерные кофейни — их отличает огромный выбор авторских рецептов.
  • Упрощенный вход в бизнес. Чтобы начать собственные эксперименты, более не нужны огромные и сложные производства.

Все чаще небольшие компании находят прямые выходы на тех, кто выращивает кофе, осваивают искусство обжарки и миксования или ввозят уже готовый продукт. Особое внимание уделяется технологиям, позволяющим проявить «сердце» напитка.

кофе в зернах

Говорить о том, что третья кофейная волна захлестнула Россию, пока рановато. Все таки на долю таких производителей приходится слишком маленькая часть рынка. Но главное то, что по чуть-чуть меняются запросы потребителя.

Если вы желаете приобщиться к этой культуре, рекомендуем купить отменный деликатесный кофе прямиком из Коста-Рики. В каталоге нашего интернет-магазина вас ждут свежайшие образцы лучших ее плантаций.

По всем возникающим вопросам звоните по номеру: 8 495 151 86 35, пишите в WhatsApp или через онлайн-консультант!

Поделитесь: